О проекте
Советы врача
Советы юриста
Библиотека
Зеленая аптека
Книжный магазин
Вопросы доктору
Полезные ссылки
Карта сайта

 

 

Семейный доктор - Периоды детского возраста

 

Ребенок - не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомофизиологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства. Подходить к оценке тех или других особенностей детей с нормами, установленными для взрослых и лишь уменьшенными пропорционально возрасту обследуемого ребенка, его весу или росту, совершенно неправильно. Нельзя также говорить о "нормах" для детей вообще, без дифференцирования их в возрастном разрезе. Так, например, частота пульса, дыхания, цифры кровяного давления, лейкоцитарная формула, показатели активности ферментов пищеварительного тракта и т. д., свойственные здоровым детям грудного возраста, должны расцениваться как явно патологические для детей более старших возрастов.

Количество (из расчета на каждый килограмм веса) основных пищевых ингредиентов - белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, необходимое для правильного роста и развития ребенка-школьника, явно недостаточно, а в отношении некоторых ингредиентов избыточно для детей первых месяцев жизни, получающих только грудное молоко. На одно и то же воздействие дети раннего возраста реагируют совершенно по-иному, чем дети более старшие.

Вот почему и дальнейшие научные достижения педиатрии, и успех практической работы каждого детского врача возможны лишь при условии оценки динамики анатомо-физиологических, реактивных и других особенностей здорового и больного ребенка в зависимости от его возраста.

Для облегчения такого дифференцированного подхода к ребенку целесообразно подразделить все детство на отдельные периоды, до известной степени различные между собой. Рядом авторов предложено много различных схем деления детского возраста па отдельные возрастные этапы. К сожалению, в основу многих из них положены случайные моменты, односторонне характеризующие ребенка, а поэтому и ценность этих схем очень невелика.

Научно обоснованное деление детства на отдельные периоды должно базироваться на характерной для каждого из них совокупности возрастных анатомо-физиологических признаков детского организма. Нам представляется наиболее обоснованным следующее деление детства на отдельные периоды, в основу которого положена схема Н. П. Гундобина.

I. Период внутриутробного развития ("утробное детство") .

1. Фаза эмбрионального развития (эмбрион).

2. Фаза плацентарного развития (плод). И. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов.

1. Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст).

2. Дошкольный возраст.

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

Период от 0 до 3 лет в настоящее время принято называть ранним возрастом.

Длительность периода внутриутробного развития плода (с момента импрегнации до момента рождения) обычно исчисляется в 10 лунных месяцев, хотя в действительности этот отрезок развития несколько меньше - в среднем около 270 дней. В этот период можно выделить две фазы - фазу эмбрионального развития, охватывающую первые Р/2-2 месяца, когда происходит формирование плода, и фазу плацентарного развития - с 3-го по 10-й месяц, характеризующуюся ростом плода.

Наиболее характерными чертами внутриутробного периода надо считать исключительно быстрый рост плода и питание за счет материнского организма.

На правильности развития, а следовательно, и полноценности будущего ребенка в значительной мере отражаются интоксикации, острые и хронические инфекции и другие заболевания матери, образ ее жизни, особенности питания, психические и физические нагрузки и прочие моменты, так или иначе влияющие на течение беременности и на внутриутробное развитие эмбриона и плода.

Отсюда вытекает вся важность так называемой аптенатальной охраны детства, которая практически в основном совпадает с охраной беременности.

В патологии утробного периода развития наибольшее значение имеет изучение этиологии и патогенеза дефектов развития плода, врожденных уродств, причин внутриутробной смерти плода и недонашивания. Для приближения к пониманию этих моментов необходимо тщательное изучение условий, в которых протекала беременность, возможных профессиональных вредностей и т. д.

Основанная на этом охрана, а в отдельных случаях и раннее (в период внутриутробного развития) лечение плода (сифилис)-единственно правильный путь для снижения мертворождаемости, слаборождаемости, недонашивания и т. д.

С момента отделения плода от матери, т. е. с момента перерезки пуповины, начинается первый этап внеутробного существования ребенка - период новорожден н о с т и. Длительность этого периода различные авторы определяют неодинаково. Он протекает индивидуально различно, и поэтому нельзя ограничивать его одним и тем же для всех новорожденных числом дней. Приблизительно через 21/2-З'/г недели внеутробной жизни ребенок выходит из периода новорожденности и вступает в период грудного возраста.

Для новорожденного прежде всего характерны состояния, отражающие процесс приспособления его к условиям внеутробного существования. К группе этих явлений относятся физиологический катар кожи с последующей десквамацией эпидермиса, мумификация и отпадение остатка пупочного канатика, заживление пупочной ранки, физиологическая убыль и последующее восстановление первоначального веса, гипотермия, желтуха новорожденных и т. д. Одновременно происходят и более глубокие изменения функций отдельных органов и сдвиги в обмене веществ. Так, с момента рождения начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение, зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию, изменяются морфологические и физико-химические особенности крови, повышается основной обмен, закономерно колеблется активность внутриклеточных ферментов и т. д.

В период новорожденности все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Из патологических состояний для этого периода прежде всего характерны последствия нарушений внутриутробного развития плода - уродства, де-фекты развития, недоношенность и слаборожденность. Вторую большую группу болезненных проявлений у новорожденных составляют самые разнообразные родовые травмы и, наконец, третью группу - инфекции, врожденные и приобретенные (во время родов или вскоре после рождения). Из последней группы наибольшее практическое значение имеют поражения кожи, заболевания пупка, различные формы сепсиса, токсоплазмоза, листериоза и цитомегалии; врожденный сифилис, игравший ранее существенную роль в патологии новорожденных детей, в настоящее время встречается очень редко. В Советском Союзе ликвидированы природные очаги малярии, и, как правило, врожденную малярию в последнее время наблюдать не приходится. Врожденный туберкулез встречается крайне редко. Однако течение и особенности всех, даже редких в настоящее время, заболеваний детский врач должен знать, и забывать о них ни в коем случае нельзя.

В связи со своеобразием иммунобиологических особенностей новорожденных у них очень редко встречаются корь, скарлатина, краснуха и некоторые другие инфекционные заболевания; дифтерия, тифы, оспа протекают у детей периода новорожденности своеобразно и часто в абортивной форме. Эта повышенная устойчивость новорожденного ко многим инфекциям, по мнению большинства авторов, связана с пассивной передачей ребенку антител матери: через плаценту в период внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью.

В то же время по отношению к гноеродным микробам и к патогенным штаммам кишечной палочки новорожденные обнаруживают высокую чувствительность. В период новорожденности приходится наблюдать у детей и некоторые проявления функциональной недостаточности различных органов: так называемую физиологическую альбуминурию, мочекислый инфаркт, транзи-торную лихорадку, "физиологическую диспепсию" и т. д.

Все эти особенности новорожденных детей в значительной мере зависят от морфологической незаконченности строения многих органов, что и объясняет относительное функциональное несовершенство их. Особенно сказывается незаконченность строения центральной и периферической нервной системы.

Процессы торможения резко преобладают над процессами возбуждения, легко возникают длительные тормозные состояния; несомненно, сказывается некоторое несовершенство рецепторов, хотя представление о полной нечувствительности ребенка ко всяким раздражениям, безусловно, неправильно. В период новорожденности у ребенка начинают вырабатываться первые условнорефлекторные связи с окружающей средой.

Период новорожденности переходит в следующий период детства - грудной, длительность которого определяется сроком необходимости хотя бы частичного кормления ребенка грудным молоком.

Время отлучения от груди, а следовательно, и длительность грудного периода надо рассматривать не как строго фиксированную и одинаковую для всех детей дату, определяемую паспортным возрастом, а как момент наступления известной функциональной зрелости ребенка, допускающей возможность перехода на так называемую общую диету. В большинстве случаев для доношенных и правильно развивающихся детей, находящихся в удовлетворительных условиях жизни, грудной период заканчивается к концу 1-го года внеутробной жизни.

Для грудного ребенка характерна некоторая относительная функциональная слабость органов, в частности пищеварительного аппарата. В первое время единственной пищей для ребенка является грудное молоко. Постепенно, с возрастом, активность ферментов пищеварительных соков усиливается и ребенок оказывается способным переваривать и усваивать не только женское молоко, но и другую пищу.

Другая особенность, характеризующая грудного ребенка,- это интенсивный, но постепенно ослабевающий рост: в течение 1-го года жизни вес тела увеличивается на 200%, длина тела - на 50%, окружность головы - приблизительно на 35% и т. д. В течение этого же периода ребенок проходит первые этапы своего моторного и интеллектуального развития.

В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 месяцев усиливается и в течение всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, выявляются функции прегипофиза и зобной железы, а интерреналовая система претерпевает обратное развитие. В связи с этими сдвигами в корреляции эндокринных желез основной обмен усиливается и нередко достигает максимума к концу 1-го года жизни. В грудном возрасте у части детей выявляются так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы.

Ребенок 1-го года жизни нуждается в пище высокой калорийности, что при наличии некоторой функциональной недостаточности пищеварительного тракта делает его предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения при нерациональном вскармливании и после перенесенных кишечных и парентеральных инфекций. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей грудного возраста.

Склонность грудных детей к судорогам функционального характера, к менингизму и истинным менинго-энцефалитическим процессам объясняется усиленным ростом мозговой ткани, морфологической незаконченностью ее строения, функциональным ее несовершенством и повышенной проницаемостью так называемого гемато-эицефалического барьера.

Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, приобретенный иммунитет еще отсутствует, случайный контакт с различными инфектами сенсибилизирует организм, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями детей грудного возраста делает их особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее частыми входными воротами оказываются кожа и слизистая оболочка кишечника и дыхательных путей.

В возрасте 4-5 месяцев грудной ребенок уже нередко инфицируется и в ряде случаев тяжело болеет обычными детскими инфекциями. Туберкулез (если ребенок не был подвергнут активной противотуберкулезной вакцинации) принимает у него большей частью бурное течение, а врожденный сифилис дает характерные клинические проявления. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или другого патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью также весьма характерны для ребенка грудного возраста.

К концу 1-го года жизни ребенок может обойтись без тех ферментов, гормонов и антител, которые до этого времени он получал с материнским молоком, так как теперь они в достаточном количестве продуцируются его собственными органами и тканями.

Все эти сдвиги в развитии ребенка на первом году жизни и в его реакциях на воздействия факторов окружающей среды в значительной мере связаны с морфологическим и функциональным совершенствованием центральной нервной системы и всего рецепторного аппарата. Высшая нервная деятельность ребенка значительно дифференцируется и совершенствуется в течение первого года жизни; у ребенка вырабатываются многочисленные условнорефлекторные связи; на базе первой сигнальной системы начинает формироваться вторая сигнальная система - речь.

К концу первого года жизни ребенок начинает произносить первые слова.

Следующий период детства - период молочных зубов - охватывает возраст от 1 года до 6-и лет. В этом периоде, как было указано выше, целесообразно выделить два подпериода: а) преддошкольный возраст (ранний, старший ясельный)-от 1 до 3 лет и б) дошкольный возраст - от 4 до 7 лет. Между детьми этих периодов жизни имеются, конечно, существенные морфологические и функциональные различия, но они в основном носят количественный, а не качественный характер, а потому мы и будем характеризовать весь период в целом.

Период молочных зубов характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью, и на нем крайне легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды.

Особенно быстро развиваются интеллектуалвные особенности ребенка, он начинает хорошо говорить, у него значительно обогащается запас представлений. Морфологические особенности нервной системы достигают более или менее окончательной дифференцировки; значительно совершенствуются анализаторно-синтетические функции коры головного мозга.

Со стороны эндокринной системы отмечается превалирующее влияние мозгового придатка и зобной железы. Щитовидная железа временно оказывает несколько меньшее влияние на общую корреляцию инкретов. Интенсивность процесса роста несколько уменьшается.

В период молочных зубов из аномалий конституции наблюдаются проявления лимфатического диатеза, реже- нервно-артритического и геморрагического диатезов. В этот период детства уже значительно чаще приходится наблюдать различные формы эндокринных расстройств.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов значительно уменьшается, чаще встречаются так называемые детские инфекции, усиливается частота инфицирования туберкулезом, сравнительно нередко дающим генерализованные формы. Тяжелые проявления рахита наиболее часты в этом периоде.

В возрасте 4-7 лет значительно возрастает потребность в общении с другими детьми; по уровню своего интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Следующий период детства - с 7 до 15 лет - может быть назван периодом младшего школьного возраста, или отрочеством. Последний возрастной этап этого периода (от 11 до 13-15 лет) можно назвать препубертатным.

В функциональном отношении многие органы достигают у детей младшего школьного возраста полного развития.

Можно считать законченной морфологическую дифференцировку клеток коры головного мозга и проводящих путей. В этот период и последующие годы детства происходит дальнейшее развитие функций больших полушарий, изменяются соотношения между основными физиологическими процессами - возбуждением и торможением, кора головного мозга все больше доминирует над подкорковой областью с ее вегетативными центрами. На этом физиологическом процессе отчетливо сказываются условия окружающей среды, в частности воспитания и обучения ребенка, а также его собственный "жизненный опыт".

Усиленно развивается мышечная система, отчетливо выявляется интеллектуальный облик ребенка, на своеобразие психофизического развития мальчиков и девочек начинают сказываться влияния половых желез.

Со стороны эндокринных желез отмечается возрастающее значение инкрета половых желез, снова усиливается гормональное воздействие щитовидной железы, сохраняется и даже возрастает значение гипофиза и заметно ослабляется роль зобной железы. В этом возрасте чаще встречается астения, выявлению которой в основном способствуют условия жизни ребенка; сравнительно часты эндокринные дисфункции.

В патологии дошкольного и школьного возраста большое значение имеют острые инфекции. Многие заболевания по особенностям клинической картины и по характеру течения у старших детей значительно приближаются к таковым у взрослых.

Надо отметить, что в дошкольном и школьном возрасте чаще, чем у детей более младших, наблюдаются ревматизм, приобретенные заболевания сердца, нервной системы и т, д.

Последним периодом детства является период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст). Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. У девочек он начинается с 13 лет и заканчивается к 18 годам, у мальчиков начинается с 15-16 лет и заканчивается к 19-20 годам.

Пропорции тела и функциональные особенности различных органов в период полового созревания приближаются к таковым у взрослых.

Для периода полового созревания особенно характерны сдвиги в эндокринной системе; отчетливо выявляется функциональная зрелость полового аппарата и заканчивается развитие вторичных половых признаков. Гормоны половых желез несколько подавляют влияние гормона щитовидной железы, вновь усиливающееся к концу предыдущего периода; отчетливее сказывается гормональное воздействие надпочечников и островко-вого аппарата поджелудочной железы. Зобная железа заканчивает обратное развитие.

Патология этого периода приобретает своеобразный оттенок: чаще встречаются психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности, аномалии половой сферы. Острые детские инфекции отмечаются реже. Туберкулез может дать значительные обострения. Течение большинства заболеваний в основном такое же, как и у взрослых.

Не подлежит никакому сомнению, что нет и не может быть строго фиксированной грани между отдельными периодами детства, которые у различных детей в зависимости от их индивидуальных, конституциональных и других особенностей неодинаковы как в отношении своей длительности, так и в отношении моментов наступления и окончания каждого из них.

Совершенно неправильно смотреть на возрастные анатомо-физиологические особенности детей как на факторы, обрекающие ребенка на то или другое заболевание. Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием к дифференцированному обслуживанию детей. Если, например, новорожденный ребенок вследствие свойственного этому периоду жизни несовершенства терморегуляции легко охлаждается, а охлажденный легко заболевает, то это вовсе не значит, что новорожденные должны часто болеть воспалением легких. Эта физиологическая особенность детей не может служить оправданием для тех детских учреждений, в которых повышенная заболеваемость связана с нарушениями теплового режима новорожденных. Наоборот, каждый врач обязан знать физиологические особенности новорожденного, а следовательно, создавать для него условия, исключающие возможность охлаждения. Оптимальная для здорового доношенного новорожденного ребенка температура окружающего воздуха (22-23°) явно недостаточна для ребенка недоношенного с еще более несовершенной терморегуляцией и излишне высока для ребенка более старшего, когда физическая и химическая терморегуляции достигают уже достаточной зрелости. Вывод один - физиологические особенности этих детей требуют создания индивидуально необходимых для них условий.

Если у ребенка грудного возраста имеется некоторое относительное функциональное несовершенство пищеварительного тракта, то из этого лишь вытекает необходимость правильного питания детей этого возраста пищей, соответствующей их функциональным возможностям. Дети раннего возраста часто болеют расстройством пищеварения не потому, что у них понижена (по сравнению со взрослыми) активность ферментов пищеварительных соков, повышена проницаемость кишечной стенки и легко возникают расстройства моторики кишечника, а потому, что эти физиологические свойства, являющиеся нормой для детей этого периода жизни, не учитываются и ребенку дается пища, качественно или количественно не соответствующая его возрасту.

Таких примеров можно привести бесконечно много, но и указанных вполне достаточно для того, чтобы понимать необходимость деления всего детства на отдельные периоды и вытекающую отсюда необходимость дифференцирования условий питания и воспитания детей в зависимости от их возрастных особенностей.




Другие статьи в этом разделе:

Периоды детского возраста

Внутриутробное развитие плода

Вес тела в различные периоды детства

Длина тела в различные периоды детства

Нервно-психическое развитие ребенка

 

 



 




Главная | Советы врача | Советы юриста | Библиотека | Зеленая аптека
Книжный магазин | Обратная связь | Карта сайта

Copyright© 2017 Dr.Alex Bergman | All Rights Reserved
Site Design: Телемединфо Со.

 


Rambler's Top100